ActionScript. Общие сведения

На этом занятии мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Что такое ActionScript?
  2. Версии AS
  3. Использование этого языка программирования во Flash
  4. Редакторы ActionScript

Изучая уроки ActionScript Вы пройдете путь от создания файла во Flash до производства по-настоящему интерактивных фильмов. Это значит, что Ваши пользователи смогут взаимодействовать с ними, вызывая немедленное изменение во флеш-ролике. Например, пользователь может запустить воспроизведение другого фильма или перейти на другую веб-страницу. Вы можете заставить фильм остановиться тогда, когда он достигнет определенного кадра. Интерактивность очень разнообразна. Она может реализовываться как через простое нажатие кнопки или клавиши, так и через создание сложноустроенных веб-сайтов или видео-игр online.

Что такое ActionScript?

ActionScript – это объектно-ориентированный язык программирования, в основе которого лежит программный код. Код – это инструкции, которые говорят Flash что нужно делать. Инструкции ActionScript записываются на языке программирования ActionScript. Когда Вы записываете несколько инструкций подряд, Вы создаете программный код. Вы можете управлять частями Вашего кода, вводя определенные параметры. Например, Вы даете команду Flash найти определенный кадр и начать воспроизведение фильма. Программируя это действие, Вы вводите нужный параметр для него, точно определяя необходимый кадр.

В ActionScript Вы можете писать инструкции, которые заставят Flash реагировать на нажатие пользователем кнопки мыши или клавиши во время просмотра фильма или запросить определенную информацию от пользователя и, затем, отреагировать на нее. Также, Вы можете использовать ActionScript для анимации объектов в Вашем фильме, а, написав необходимые инструкции, создавать сложные интерактивные элементы.

Версии ActionScript

Как flash-разработчик, Вы можете выбирать, с какой версией ActionScript работать: с 1.0, 2.0 или 3.0. Самая новая и продвинутая из них – ActionScript 3. Она была специально разработана для того, чтобы удовлетворять растущие нужды постоянно развивающегося и меняющегося интернет. ActionScript 3 базируется на ESMAScript, который основан на том же стандарте, что JavaScript и быстрее всего осваивается пользователями, которые уже знакомы с объектно-ориентированным программированием. AS3 более производителен, чем ранние версии этого языка и позволяет разработчикам создавать очень сложные по своей структуре приложения.

ActionScript 2.0 проще чем 3.0 и медленнее обрабатывается Flash Player'ом. ActionScript 1.0. Это – первая, самая простая, версия языка, и сегодня она практически не используется при создании новых приложений. Flash Player'ы 9 и 10 поддерживают все три версии языка ActionScript.

Из-за большей производительности и улучшенной функциональности в моих уроках будет рассматриваться только ActionScript 3, поэтому, для того, чтобы воспроизводить те фильмы, которые мы будем создавать на протяжении этого курса и всех последующих, Вам необходимо установить Flash Player 9 или более поздние версии.

Использование ActionScript во Flash

Запись программного кода может производиться как в отдельный текстовый файл, так и непосредственно в нужный кадр (или кадры) Вашего фильма. Хорошей практикой считается создание отдельного слоя в фильме специально для ActionScript. Вы должны записывать весь Ваш код в первый кадр на этом слое. После создания такого слоя Вы можете открыть Панель Actions (код) и приступить к записи инструкций. Большинство разработчиков делают этот слой самым верхним на Timeline (Шкала времени) для удобства в работе.

В панели Actions Вы можете добавлять инструкции (ActionScript переменные и пр.) для управления воспроизведением Вашего фильма. Эта панель включает в себя:

  • текстовый редактор для ввода и редактирования кода
  • набор часто используемых инструкций
  • навигатор для просмотра созданного кода

Кроме того, в этой панели реализован режим Script Assist. С его помощью можно добавлять нужное даже без особой подготовки и знаний в программировании. Для опытных же программистов предусмотрена специальная среда разработки, в которой есть возможность записывать весь код не во flash-файле, а в отдельном файле, для которого выделяется специальное окно. В этом окне Вы сможете записывать не только ActionScript, но и Flash Communication и файлы Flash JavaScript. Для поиска дополнительной информации о работе в Script window пользуйтесь Помощью (Help) во Flash.

Если на Вашем flash-сайте или во flash-игре понадобятся такие интерактивные элементы как формы, поля ввода текста и радио-кнопки, то для этого удобно использовать компоненты. Компонент – это готовый кусок кода, заранее написанный создателями Flash. Так как это часто используемые элементы, то имеет смысл пользоваться уже готовым кодом, лишь слегка его изменив там, где это нужно. Компоненты доступны в ActionScript 3 и 2.

Редакторы ActionScript

В моих уроках для демонстрации работы с ActionScript 3 я буду пользоваться исключительно Adobe Flash CS5 Professional. Однако существуют и другие программы для создания и редактирования файлов ActionScript 3, в том числе и бесплатные.

Для того, чтобы добавить код непосредственно в Ваш flash-фильм, Вы должны использовать либо Adobe Flash Professional CC, либо более ранние версии этой программы: CS3, CS4, CS5 или CS6. Однако, случаются такие ситуации, и мы будем часто с ними сталкиваться на протяжении этого курса, когда Вам придется записывать ActionScript в отдельный файл. Поскольку программный код записывается исключительно в текстовом формате, то для этих целей можно использовать простой текстовый редактор, такой как Notepad. Тем не менее, этот подход имеет ряд недостатков:

  • отсутствует подсветка кода, что затрудняет чтение инструкций (синтаксис Actionscript)
  • отсутствует опция автоматического завершения строки, что уменьшает производительность в работе.

На момент создания этого урока Adobe распространяет две программы, поддерживающие ActionScript 3.0 и обеспечивающие профессиональную среду разработки flash-приложений: Dreamweaver и Flash Builder.

В Dreamweaver Вы сможете создавать отдельные файлы ActionScript 3 и Вам будет обеспечена подсветка кода и автоматическое завершение строки, правда, в ограниченном варианте.

Flash Builder – гораздо более продвинутая программа по работе с ActionScript ООП, в сравнении с Dreamweaver. Она предлагает мощную интегрированную среду разработки, которая в некоторых аспектах превосходит Flash Professional.